На главную
 
"Андрей Николаевич Туполев Человек и его самолеты"
Пол Даффи,Андрей Кандалов.
 
Андрей Николаевич Туполев появился на свет в родном доме на хуторе Пустомазово вблизи города Кимры на северо-западе России 29 октября(10 ноября по новому стилю) 1888 года.Кроме Андрея,детей в семье Туполевых было еще шестеро:старшие-два брата и три сестры,и младшая сестра.
Отец семейства Николай Иванович Туполев был родом из сибирского Сургута и происходил из казаков.После окончания гимназии в Тобольске он стал учителем и преподавал арифметику и геометрию.Проработав несколько лет,Николай Иванович решает учиться дальше и поступает в Московский университет.Но в Москве,оказавшись участником студенческих волнений,он попадает под наздор полиции и вынужден расстаться с учебой.После отчисления Н.И.Туполев отправляется в Тверскую губернию и поступает на службу нотариусом при уездном суде города Карчевска.Спустя некоторое время Николай Иванович вновь круто меняет образ жизни,покупает участок земли на хуторе Пустомазово и начинает крестьянствовать.Мать А.Н.Туполева Анна Васильевна Лисицына родилась в 1850 году в Торжке в семье судебного следователя и окончила гимназию в Твери.Она владела французским и немецким языками,играла на фортепьяно.
С раннего детства Андрей Николаевич увлекался моделированием,научился делать домашнюю мебель.При поддержке родителей,которые всячески поощряли эти занятия,Андрей не без успеха развивает свои навыки.В возрасте тринадцати лет он поступает в Тверскую гимназию-ту самую,в которой в свое время училась Анна Васильевна.Учителя не заметили в мальчике никаких особых талантов,за исключением,разве что,увлечения астрономией.
К моменту окончания гимназии летом 1908 года Андрей твердо решил,что пойдет по "технической части".Он подал заявления сразу в два высших учебных заведения и после успешной сдачи вступительных экзаменов был принят в оба: Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) и Институт инженеров железнодорожного транспорта.Выбор пал на ИМТУ ,и об этом Туполев не жалел: уже в конце первого курса он признавался друзьям,что учеба далеко превзошла все его планы и ожидания.
Осенью 1909 года в ИМТУ начиналось чтение нового курса-аэродинамики. Читал предмет Николай Егорович Жуковский.Спустя несколько месяцев под руководством Жуковского было сформировано в училище новое отделение.Уже в апреле 1910 года в стенах ИМТУ прошла первая воздухоплавательная выставка,организованная студентами.Среди экспонатов была масштабная модель построенного во Франции биплана "Антуанетт" и одна из первых аэродинамических труб,спроектированная и построенная Туполевым.Конструкция,получившая название "плоской аэродинамической трубы",предназначалась для предполетных испытаний новых разработок.Несколько позднее Туполев разработал аэродинамическую трубу круглого сечения,создание которой положило начало аэродинамической лаборатории при ИМТУ.Аэродинамические трубы Туполева эксплуатировались в училище вплоть до 1923 года.
После закрытия выставки Туполев и его товарищи по учебе приступили к постройке "весового планера".Используя теоретические разработки Лилиенталя,конструкторы предусматривали,что пилот управляет планером по тангажу и направлению при помощи веса собственного тела.Заметим,что этот принцип и поныне применяется в конструировании дельтапланов.
Первые полеты новой конструкции состоялись в Лефортовском парке в Москве.Самая ранняя опубликованная фотография Туполева запечатлела его во время полета на одном из таких планеров в Лефортове,а появилась она на страницах первого выпуска "Бюллетеня Московского общества воздухоплавания" в 1910 году.
Учеба и работа в аэродинамической лаборатории ИМТУ прервались весной 1911 года.Власти обвинили Туполева в предоставлении своего домашнего адреса для переписки "городского объединенного комитета высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга".В связи с политической обстановкой,царившей в то время в России,14 марта 1911 года Туполев был арестован и,несмотря на колоссальные усилия,предпринятые его учителем Жуковским,освобожден лишь 21 апреля- в день похорон отца.Впоследствии арест заменили безвыездным поселением на хуторе Пустомазово.(Туполев никак не участвовал в надвигавшейся революции 1917 года,хотя ,безусловно,знал о ней.Как и большинству его односельчан,Туполеву оставалось лишь принять ее исход.)В конце 1912 года Туполев обращается с прошением о восстановлении в ИМТУ.Прошение удовлетворили,но приступить к занятиям удалось лишь с февраля 1914 года по окончании срока ссылки в Пустомазове.Кроме того,необходимо было поддерживать мать и младшую сестру.
В 1916 году было образовано авиационное расчетно-испытательное бюро,которое возглавил Жуковский. Туполева назначили заместителем руководителя бюро,ответственным за лабораторные установки и оборудование. Бюро выполняло большую работу по расчетам аэродинамических нагрузок и экспериментальным разработкам в области конструкций самолетов.
По окончании учебы 11 июня 1918 года Туполев получает звание инженера-механика. Тема дипломного проекта формулировалась так: "Проектирование гидроплана на основании испытаний в гидротрубах".В том же году на II Всероссийском авиационном съезде Жуковский,считающийся отцом русской авиации,дал высокую оценку работе своего ученика: "Гидроплан,представленный нашим инженером Туполевым,представляет выдающееся исследование,-как он поднимется с воды,как садится на воду,и благодаря исследованию молодого ученого,который воспользовался английскими опытами,это дело вполне выяснилось.Если бы эти исследования были напечатаны,то они составили бы славу для русской ученой авиации..."
К 1920 году Императорское училище было переименовано в Московское Высшее техническое училище(МВТУ), и Туполев читал здесь курс лекций "Основы аэродинамического расчета".
----------------------------------------------------------------------------------
ЦАГИ.Рождение отрасли
--------------------------------
Спустя два года,в 1918 году,Жуковский и Туполев в документе, озаглавленном "Положение о ЦАГИ"(Центральный аэрогидродинамический институт) представили в новое правительство России свои предложения по созданию центра для исследования проблем аэродинамики.Предложения были одобрены,и 1 декабря 1918 года было решено разместить лаборатории ЦАГИ в нескольких километрах от Кремля на улице Радио(в то время-Вознесенская)близ набережной реки Яузы.Туполеву поручалось создание исследовательской и испытательной,иначе говоря-экспериментальной базы института.
К середине 1919 года штат ЦАГИ насчитывал тридцать два человека,включая Жуковского и Туполева.Самым крупным подразделением института стал авиационный отдел,в котором над различными проектами трудилось шесть сотрудников.В этот период у Туполева ухудшилось здоровье:беспокоили легкие. Врачи признали у Андрея Николаевич плеврит и пришли к выводу,что заболевание способно перерасти в те времена в туберкулез.

--------------------
To be continued...
 
Сервис Почтовых Рассылок - SEVEN
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку